Позитивная практическая работа «Уроки и рекомендации»


Позитивная практическая работа «Уроки и рекомендации»
Психологической науке известна психолого-педагогическая полезность превращения знания, опыта, которые приобрел человек, в конструктивное средство, инструмент решения практических задач в последующей жизнедеятельности. В постэкстремальной работе этот механизм приводится в действие при организации с сотрудниками, - участниками пережитого экстремального события, - практической совместной работы «Уроки и рекомендации». Ее назначение: активизировать и упорядочить представления памяти, отражающие позитивный или негативный опыт, но направить размышления на извлечение уроков из прожитого и пережитого, воплотить их в конкретные практические советы и рекомендации для себя и других. Лучше, если такая работа не будет поспешной и не ограничится 2-4 часовым занятием, а намеренно будет превращена в организованный комплекс мер, рассчитанный на несколько дней. Обязательно, чтобы все работы (занятия) были совместными, проводились при участии и под тактичным руководством опытных, психологически и педагогически подготовленных людей (руководителей, ветеранов, людей, ранее побывавших в аналогичных событиях, психологов, педагогов).

Комплекс работы «Уроки и рекомендации» включает организационное занятие. На нем участникам экстремальных событий разъясняется чрезвычайная ценность опыта, которым они располагают, его полезность для других (ориентация на других, а не на себя, формируется умышленно в психотерапевтических целях); необходимость конструктивно, с пользой для других осмыслить, обобщить приобретенный опыт (каким бы он ни был – позитивным или негативным) и воплотить к конкретные выводы, советы, рекомендации, предложения. Предлагается и обсуждается (вовлечение в обсуждение всех участников работы крайне желательно для их мотивации на нее и преодоления погруженности в собственные внутренние проблемы) порядок работы для реализации обозначенной необходимости. Выслушиваются и учитываются предложения участников работы. Разрабатывается план работы, комплектуются предварительно рабочие группы, в которых избираются (назначаются) старшие из числа самих участников.

На рабочих занятиях совместно или по группам организуется живое свободное обсуждение поучительных эпизодов экстремального события с выявлением причин успехов и неудач, четкой формулировкой выводов и разработкой предложений по их реализации. Вариантами могут быть: поэпизодное обсуждение опыта, поэтапное обсуждение (подготовка, начало, решающий этап, завершающий этап), покомпонентное обсуждение (подготовленность участников, наблюдение, оценка обстановки, принятие решений, обеспечение, взаимодействие, связь, управление и др.), аналитическое обсуждение (раздельно – позитивных и негативных сторон опыта).

Итоговые занятия (одно или несколько) проводятся со всеми участниками экстремальных событий. Основное их содержание – окончательное обсуждение рекомендаций и предложений, сформулированных на рабочих занятиях, оформление их в письменном виде.

После этого целесообразно привлечь участников работы (группами по 2-4 человека) к проведению занятий с другим личным составом для ознакомления с ее результатами.

(А.М. Столяренко)


Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. . 2003.